Воскресенье, 06.10.2024, 15:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт преподавателя информатики Бутовой Ольги Николаевны

Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

   Одним из компонентов общечеловеческой культуры является информационная культура, призванная помочь человеку ориентироваться в различных информационных технологиях и работать с ними. Проводником этой культуры стала информатика - наука о структуре и общих свойствах информации.
 

Однако известный психолог и педагог Л. В. Занков писал: "...Всестороннее развитие, духовное богатство не может быть достигнуто по принуждению. Подлинное духовное богатство складывается только тогда, когда человек сам тянется к знаниям, к науке, к искусству".
Но когда же учащийся сам тянется к знаниям, к науке, к искусству, к информации? Когда активизируется познавательная деятельность учащегося? Только тогда, когда он чувствует потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес к овладению изучаемым материалом. Важно создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту.

 

   Важнейшим понятием, определяющим сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Понятие "деятельность" является одним из основных, базовых в психологии, поэтому ему до сих пор не дано однозначного определения. Большой вклад в разработку понятия "деятельность" в отечественной психологии внесли С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. В определении А.Н. Леонтьева вся человеческая жизнь представляет "сменяющие друг друга деятельности". По утверждению С.Л. Рубинштейна, "психическое явление возникает и существует в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим миром, причем каждое действие обусловлено внутренними условиями, сложившимися у данного индивида в зависимости от внешних условий, определяющих его историю". Таким образом, деятельность - это обоюдный процесс влияния человека на окружающий мир и окружающего мира на человека.

   Одним из основных видов деятельности человека является познавательная деятельность. Познавательная деятельность человека представляет собой сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Познавательная деятельность личности всегда связана с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, в первую очередь, на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности. Проблема активизации познавательной деятельности всегда находилась в центре внимания в педагогической науке. Еще Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие ученые рассматривали познавательный интерес как необходимое условие обучения.

   Целью обучения является формирование личности. "Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается", - подчеркивал С. Л. Рубинштейн. Это значит, что воспитание и обучение включаются в сам процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним. Активизацию учебной деятельности можно определить как процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодолению спада и застоя в умственной работеГлавная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

   В отечественной педагогике второй половины XX в. проблема активизации познавательных потребностей и интересов, получила существенное развитие в ряде психолого-педагогических и дидактических исследований. Такие психологи и педагоги, как С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, подчеркивали, что "активизация практически любой деятельности во многом определяется познавательным интересом". Познавательный интерес - один из самых значимых факторов учебного процесса, который влияет как на создание оптимальной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится важной, жизненно значимой деятельностью, в которой сам учащийся искренне заинтересован.

"Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт" - писал К.Д. Ушинский.
 

   Как все психические свойства личности, интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Познавательный интерес выражается в стремлении глубоко изучить данный предмет, вникнуть в сущность познаваемого. Опыт самостоятельной деятельности способствует тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности - познавательный интерес.

   Т.И. Шамова указывает: "...активизацию учения (познавательной деятельности) мы трактуем как мобилизацию учителем интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил ученика и их проявления для достижения конкретных целей обучения и воспитания, приводящих к удовлетворению его потребностей в конкретном виде деятельности".

   Для разработки системы работы преподавателя по активизации познавательной деятельности учащихся в обучении очень важно иметь в виду, что в настоящее время в мыслительной деятельности выделяют три уровня, которым соответствуют три уровня познавательной активности:

1. Уровень понимания (воспроизводящая активность). Понимание - это деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщаемой книгой или учителем. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: "Почему?"

2. Уровень логического мышления (интерпретирующая активность). Логическое мышление - это процесс самостоятельного решения познавательных задач. В процессе мышления ученик самостоятельно приходит к новым выводам. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. При понимании происходит осмысление и усвоение готового сообщения, а при мышлении выводится новое знание.

3. Уровень творческого мышления (творческая активность) включает в себя три этапа:

I этап характеризуется возникновением (в ходе познания или практической деятельности) проблемной ситуации, первоначальным анализом ее и формулировкой проблемы.

II этап - это поиск пути решения проблемы. Этот поиск совершается в ходе детального анализа проблемы на основе имеющихся знаний. В случае необходимости знания об изучаемом объекте исследования можно пополнить, изучая соответствующую литературу или выполняя необходимые экспериментальные исследования
.

III этап - этап реализации принципа решения проблемы и его проверка. На этом этапе принцип решения реализуется в виде отдельных результатов творчества: решение новой задачи, обоснований и разработка конструкций, теорий и т.д. Полученные результаты проверяются, согласуют с другими данными и т.д. Для творческого мышления характерны не только развитость логического мышления, обширность знаний, но и гибкость, критическое мышление, быстрота актуализации нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, решению нестандартных задач. Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

   В учебном процессе к творческим относятся те задания, принцип выполнения которых не указан, или не известен учащимся явно. Он должен быть найден ими самостоятельно, в ходе анализа задания, на основе имеющихся знаний и накопленного опыта при решении стандартных задач. Также творческими являются задания, предполагающие самостоятельную работу учащихся по поиску, отбору и обработке большого объема информации, особенно, если тема исследования выбрана учащимися самостоятельно. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Именно творческие задания (а в профессиональном лицее - творческие профессионально направленные задания) могут быть положены в основу работы по активизации познавательной деятельности учащихся.


    Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственность перед родителями и т.д. Однако, как показывают исследования, "…среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим, и поэтому является действенным, реальным мотивом учения" - Т.И. Шамова.

   Из этого не следует, что обучать нужно только тому, что интересно. Познание - труд, требующий большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. Но одновременно нужно стремиться облегчить им процесс познания, делая его привлекательным.

 

В своей книге "Великая дидактика" Ян Амос Коменский писал:
"Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно"
.

 

   В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:

1. Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся профессионального лицея. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной или профессиональной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

2. Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию.

3. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.


4. Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это может быть и самоутверждение перед своими одногруппниками, когда каждый стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать глубину своих знаний и умений.

5. Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Любая игра побуждает её участника к действию.


   Очень большое влияние на формирование интересов учащихся оказывают формы организации учебной деятельности Использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих и проектных заданий и т.д. - все это является мощным средством развития познавательного интереса, а, следовательно, активизации познавательной деятельности.

   Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций - "ситуаций успеха", которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения;
  • самостоятельно выбирать посильное задание;
  • находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы);
  • отстаивать свое мнение, принимая участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • объяснять более слабым учащимся то, что им непонятно.
 

   Одним из важнейших средств пробуждения и поддержания познавательного интереса является установление в ходе обучения межпредметных связей и развертывание на их основе активной проектной деятельности учащихся. Возможность более широко применить знания, полученные в процессе изучения предмета "Информатика" в своей профессии, служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. В этом случае активная проектная деятельность учащихся профессионального лицея поддерживается непосредственным, глубоким, внутренним интересом.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Copyright MyCorp © 2024
uCoz